Автор: Шерлядьский сказочник
Персонажи: Джим, Шерлок, Ирэн, Лестрейд (в одном предложении)
Рейтинг: PG-13
Количество слов: ~4600
Писалось на заявку второго тура crack-fest. Сrossover SH BBC + FC. "Шерлок в роли Тайлера, Мориарти в роли Главного Героя. Желательно объяснить на какой почве у Джима галлюцинации (что угодно, только не бессонница)".
Предупреждения: spoiler 1смерть персонажей, spoiler 2у ГГ шизофрения, и её признаки можно посмотреть, например, вот здесь, OOC персонажей; не Мориарти, а Джим из IT.
От автора: следовала по книге, некоторые фразы оттуда нагло стибрены и иногда перефразированы, и я на них не претендую, вообще Fight Club belongs to Chuck Palahniuck.
ОкунутьсяМы стоим на крыше высотного здания. Я смотрю за край, вниз, и вижу, что улица покрыта густой колышущейся толпой. Я смотрю за край и пытаюсь вспомнить всё с самого начала. Чтобы понять, как мы до этого докатились.
Джордж спрашивает, как у меня дела. Я смотрю на него и думаю, в каком тоне мне следует ответить.
Джордж, у тебя в голове когда-нибудь устраивали перестрелки? Настоящий боевик, в самом разгаре которого борьба между двумя группировками. Извечная битва добра со злом. И мне уже плевать, кто победит, лишь бы это прекратилось.
Джордж делает брови домиком и со страдальческим выражением лица интересуется, всё ли со мной в порядке.
Джордж, тебя когда-нибудь оперировали без наркоза? К тебе в голову когда-нибудь запускали бригаду маленьких человечков, которые долбали огромными молотками по стенкам черепной коробки?
Я хочу, чтобы он ощутил это, и идиотская улыбка сползла с его лица. Эта дурацкая, сочувствующая улыбка, ничем не способная мне помочь.
Вообще-то я очень милый парень и никому не желаю зла, но головная боль, с которой я живу последние дни, просто убивает меня.
Одним паршивым утром у меня начинает болеть голова. Я ничего не пил, у меня даже не было повода для праздника. Вечером я съел пиццу, заказанную в магазинчике рядом с домом, запил её энергетиком и лёг спать. Ничто не предвещало беды.
Утром голова болит так, словно её кто-то стянул обручем. И с каждой минутой этот обруч становится всё тесней и тесней. Я выпиваю "Аспирин" и иду на работу.
На следующий день это повторяется. И на следующий. Снова и снова. И "Аспирин" не спасает. Я иду в аптеку и, глядя на продавщицу так, что она невольно отшатывается, прошу всё, что только есть от головной боли. Через неделю запасы, и без того не приносящие пользы, заканчиваются.
Записавшись на приём, я прихожу к врачу. У него в нагрудном кармане халата ручка Parker, такая же, как у моего начальника. Мой начальник по средам носит чёрный в серебристую полоску галстук, который ему совсем не идёт. И я думаю об этом, сидя на приёме у врача в пятницу.
Я перечисляю длинный список лекарств, которые принимал в попытках избавиться от головной боли. Он скучающим тоном спрашивает, каков характер боли. Я вздыхаю и прошу выписать мне что-нибудь действенное. Мне уже без разницы, закончится название на "-ал", "-ил", "-ин" или "-ан". Плевать на цену. Плевать, сколько ехать до магазина. Плевать на всё, только дайте мне уже что-нибудь. Мне надо работать, понимаете? Я не могу работать, когда у меня раскалывается голова. Когда череп идёт трещинами. Череп... Ловлю себя на мысли, что хотел бы себе череп в качестве друга. Например, на книжную полку. Хотя лучше, конечно, на каминную. Однако в моей квартире нет встроенного в стену камина.
Послушайте, говорит он, я сейчас выпишу вам направление к психотерапевту, вы можете пойти прямо сейчас. Какого чёрта мне идти к психотерапевту, массируя виски, невежливо интересуюсь я. Вообще-то я очень милый парень и никому не желаю зла, но когда болит голова и ситуация не проясняется, каждый может выплеснуть раздражение на первого оказавшегося под рукой человека.
Доктор терпеливо объясняет, что если лекарства не помогают, проблема может крыться в иной области. Не исключён вариант психологической травмы, которую я, предположительно, заблокировал в своей памяти, заставил себя забыть, потому что она причиняет мне сильную душевную боль. Что за бред, думаю я, но направление всё равно беру. А вдруг?
По кабинету психотерапевта летает муха.
Что вас беспокоит?
Ручка Parker, такая же, как у предыдущего врача, повинуясь коротким, с неаккуратно стрижеными ногтями пальцам, покачивается и постукивает своим кончиком по чистому листу бумаги формата А4.
Муха садится на раму одного из многочисленных висящих на стене дипломов.
Головные боли, говорю я. Меня беспокоят головные боли.
Муха ползёт к левому нижнему углу керамической рамки.
Что вы принимали?
Муха срывается с места и, сделав круг, противно жужжа, возвращается обратно.
Что вы принимали?
Я выдаю заученный список препаратов. А как же тест Роршаха?* Говорят, все психотерапевты считают, что любая проблема родом из детства. Разве вы не собираетесь спросить о моём детстве?
Что. Я. Принимал.
Мне даже неважно, какого цвета они будут, хотя я не люблю красный, напоминает знак STOP на дорогах. Но есть ли разница, какого цвета дрянь сделает очередную дыру у меня в желудке?
Вы можете назвать себя общительным человеком? У вас много друзей?
Студенты-практиканты спрашивали это у меня в младших классах. Проводили какие-то тесты, составляли характеристики, просили нарисовать несуществующее животное. Доктор, вы скажете мне нарисовать несуществующее животное? А дракон считается?
Я не могу назвать себя даже человеком, я просто сгусток головной боли.
Однажды я прочитал серию занимательных статей в старых журналах, лежавших в углу своей съёмной квартиры. В них человеческие органы рассказывали о себе от первого лица. "Я - почка Джейн". "Я - мозг Артура".
У вас много друзей?
Я - Головная Боль Джима.
Нет. У меня нет друзей. Зачем они мне?
Он спрашивает, веду ли я активный образ жизни. Если считать бесцельное зависание в интернете на работе, пока у кого-нибудь не сломается компьютер, то да, определённо я веду очень активный образ жизни. Даже слишком, если подумать. От такого образа жизни развивается туннельный синдром запястья**, сколиоз и дикая боль в отсиженной заднице. Но ведь и лекарства обладают побочными эффектами.
Он спрашивает, есть ли у меня хобби.
Муха останавливается и потирает друг о дружку лапки. Ну-ну, расскажи ему о своём хобби. Ирландские узоры на чужой коже, крики и текущая сладкая кровь, первый ручеёк ловишь языком, перекатываешь на нём, смакуя, наслаждаясь. Я смаргиваю желанные картины и качаю головой, морщась: нет у меня хобби.
Что вы помните о своих родителях?
Мать... я плохо помню свою мать. Вместо неё расплывчатое пятно, от которого исходят какие-то звуки и слова. Оно говорит, твой отец бросил тебя, я позабочусь о тебе. Мой отец ушёл, когда мне было шесть. Я запрокидываю внезапно переставшую болеть голову и громко смеюсь. Доктор, может, я всё это просто выдумал, а? Просто сочинил.
Муха долбится в закрытое окно.
Он выписывает мне таблетки, предлагает больше двигаться и общаться, найти себе друзей.
Когда лондонский ветер заглядывает мне в лицо, я обнаруживаю себя у входа в больницу с бумажкой, где написано название таблеток, и брошюрой какого-то центра психологической помощи.
Интересно, у мух бывает головная боль?
Центр называется "Давайте жить дружно" и помогает людям "влиться в общество", то есть, говоря языком не-идиотов, социализироваться. Мы работаем в парах.
И вот я сижу напротив Джорджа, а Джордж напротив меня. Я новенький, так что все говорят мне приторно-сладкое "Привееет" и смотрят на бэйджик. Я не написал своё настоящее имя. Что вообще во мне настоящего? Мир - программа, созданная с помощью нулей и единиц. Посмотри на код, и ты пропал.
Джордж говорит, что ему тяжело общаться с людьми. Я хмыкаю и спрашиваю, что он любит. По-моему, у нас выходит отличный диалог, и Джордж - просто мастер общения. Однако головная боль меня не отпускает.
Мне нужны макароны, немного специй и оливки. Я собираюсь устроить шикарный ужин для собственной персоны по случаю окончания рабочей недели. Намного лучше, чем пьянствовать до самого понедельника с подозрительными типами, которых ты начинаешь звать друзьями в тот же вечер.
Супермаркет "Green valley" находится рядом с моим домом, поэтому я направляюсь именно туда. На кассе там стоит бессменный прыщавый Эрни, мечтающий уехать в Швейцарию. Не знаю, на кой чёрт она ему сдалась. И, уже подходя к кассе, я слышу прохладное:
- То, что вас бросила жена, ещё не повод толкать попадающихся на пути людей.
Я оборачиваюсь: толстый низкорослый мужчина стоит напротив другого - высокого и худощавого - и хватает ртом воздух, не зная, то ли возмутиться, то ли восхититься.
- Перестаньте, это же очевидно, - кривится тот. - На безымянном пальце след от кольца, вы иногда прикасаетесь к нему, словно пытаетесь свыкнуться с таким положением вещей, значит, это произошло не по вашей воле. След от кольца также говорит о том, что сняли вы его недавно, стало быть, и бросили вас недавно. Она сделала это дистанционно, верно? Её не было дома несколько дней, соврала про командировку, однако наготовила вам еды на несколько дней вперёд. Сегодня еда закончилась. Она позвонила и сказала, что любит другого. Фальшивое "прости" и сброшенный вызов. Вы не можете позволить себе ресторан или кафе, считаете цены там завышенными, так что решили купить еду в супермаркете. Вы не знаете, что именно приготовить, поэтому бесцельно бродите по магазину.
- Вы могли бы просто заорать "Смотри, куда прёшь!", - хмыкаю я, поудобнее перехватив красную корзину с продуктами и посмотрев вслед несчастному.
- Скучно, - мгновенно отзывается он, снова скривившись. Затем окидывает меня цепким взглядом и... ничего не говорит. Я рассчитывал, что Шерлок догадается о моём "диагнозе, которые обычно не записывают в медкарты, чтобы не ломать людям жизнь", как выразился тот психотерапевт, и распишет, как он до этого додумался. Вместо этого он протягивает мне светлую визитную карточку, смотревшуюся довольно необычно на фоне чёрных кожаных перчаток.
- Шерлок Холмс, - вслух читаю я и вслух же удивляюсь: - Консультирующий детектив?
- Единственный в мире, - гордо подтверждает Шерлок. - Я изобрёл эту профессию.
- Ну что ж, мистер Холмс, - тяну я, убрав карточку в задний карман потёртых джинсов, - а что же здесь делаете вы? Попробую рассудить так же. Корзинки или коляски нет, значит, что бы вы ни хотели купить, это можно уместить в руках или распихать по карманам. Подарок подружке...
- Не моя сфера, - перебивает он, фыркнув.
- ... или стандартный поход в магазин в выходной исключается. Продукты? Вероятнее всего. Пиво?
- Не угадали, молоко, - самодовольно говорит Шерлок, но тут же, посерьёзнев, добавляет: - Но вы не безнадёжны. Мне это нравится.
Вот так я познакомился с Шерлоком.
Выучи двоичную систему счисления, и ты будешь править миром.
Посмотри на код, и ты пропал. Затерялся среди электронного пространства.
Обычные люди не понимают красоту выстроенных цепочек, последовательности знаков, которая способна отравить самое нутро целой сети компьютеров. Или возродить. По желанию правителя. Надо всего лишь знать код. Простая комбинация, являющаяся ключом. В мире закрытых дверей человек с ключом - король.***
Я знаю об этом, потому что работаю с компьютерами.
Сегодня один из них глючит у Молли. У неё вообще довольно часто глючит какая-то аппаратура. Даже новенький телефон, который, вероятно, подарили ей на минувшее Рождество родители, зависает и порой отказывается принимать sms-ки. Я не верю в ауру, отрицательную энергию, фэн-шуй и прочую хрень, но ничем другим объяснить аномальную природу её отношений с техникой просто невозможно. Во всём Бартсе только у Молли возникают проблемы с компьютером чаще трёх раз в месяц. Иногда мне кажется, что я просто нравлюсь ей и это такой способ меня заманить.
Если ввести всего одну комбинацию... Разрушать намного легче, чем создавать. Чтобы разрушить здание, нужен нитроглицерин с опилками. Чтобы его создать, нужны рабочие, строительные материалы и очень много времени.
Но я ввожу другую, и дисплей оживает, приветствует пользователя, открывает несколько окон, настоятельно рекомендует проверить состояние каких-то файлов.
Я предлагаю Молли записать несколько комбинаций, которые могут помочь при определённых неполадках. Молли говорит, что либо забудет где-нибудь этот листок, либо потеряет, и смеётся нервно, будто рассказала какую-то не очень удачную, но всегда казавшуюся ей смешной шутку.
Это случается через полгода после того, как я начал ходить в центр психологической помощи. Я рассказываю Джорджу о своей работе. Рассказывать там, собственно, нечего, но у нас в группе все рассказывают друг другу о том, как прошёл их день. Краем уха я слышу, как Зоуи объясняет Марку принцип работы микроволновой печи. Она работает продавцом в отделе техники и сегодня как раз продала одну такую. Чуть поодаль от них Мэдисон делится новостями с Барни: сегодня она смогла поговорить с человеком на заправке и даже не заикалась при этом. На их фоне впору чувствовать себя не просто полноценным, а переполноценным. На одну ступень эволюции выше.
Моя работа, Джордж, заключается в том, чтобы зарабатывать себе сколиоз и изменять форму ягодиц, делать их более плоскими, чтобы удобнее было сидеть на стуле. А твоя работа, Джордж? В чём заключается твоя работа?
И пока он невнятно говорит что-то совсем неважное, я чувствую это. Абсолютную пустоту. Лёгкость в голове. Никакой боли. Ни ноющей, ни острой, ни череподробительной. Я чувствую себя особенным, уникальным, живым. Я чувствую себя. Внезапное благословение, отпущение всех грехов одновременно, новая жизнь.
Шерлок прекрасен, когда он изучает труп, изучает мёртвое тело, и даже с него считывает информацию. Он похож на компьютер, который в наносекунды обрабатывает информацию и выстраивает умозаключения. Хотел бы я ворваться в его чертоги разума и увидеть каждую версию, каждый вариант, скакать от слова к слову, касаться тонких острых нитей, связывающих факты между собой, ранить пальцы и снова касаться, следовать за ними, переплетающимися, бесцветными. Нити, похожие на струны скрипки, которую он терзает по ночам.
Я никогда не мешаю ему. Стою в стороне, рядом с угрюмо молчащим инспектором Лестрейдом, которому уже досталась пара замечаний относительно мыслей. Я уверен, Шерлок читает и мои мысли, но они, видимо, не отвлекают его. На мои мысли он усмехается, и в серых глазах загорается что-то правильное и безумное. То же, что и в моих. Глядя на такого Шерлока, я хочу пригласить его на крышу, откуда всегда устраиваю свои концерты.
И звёздным осенним вечером я именно так и поступаю. Я воображаю себя V**** и начинаю плавно водить в воздухе руками, словно действительно слышу струнные и духовые. Crescendo его впечатляет, а я подхожу и шепчу ему в затылок, в непослушные кудри:
- Я могу делать это для тебя. Я могу обеспечивать тебя загадками и давать подсказки, если ты заплутаешь. Мой вихрастый детектив. Моё vertigo.
Он выдыхает так, будто только что кончил, и в этом выдохе звучит полное предвкушения "да".
Я - Безумная Счастливая Улыбка Джима.
Ирландские узоры привычны, но узнаваемы, и я рисую кельтские, превращая место преступления в проклятый пятачок земли, где хотели вызвать Дьявола и неумело принесли жертву. Я придумываю другие способы, другие сценарии, я совершенствуюсь и в благодарность получаю безумный взгляд Шерлока и "Маленькую симфонию" Вивальди. Я не поклонник классической музыки, но Шерлок божественно играет на скрипке, если того захочет, а череп с каминной полки, о котором я мечтал пару лет назад, ложится в руки так легко, словно только для того и создан.
Я - Полная Умиротворённость Джима.
А потом появляется Эта Женщина, и всё летит под откос.
Спустя два года моей мирной безмигренной жизни она заявляется в мою группу в центре психологической помощи. У неё в тонких наманикюренных пальцах сигарета, подведённые глаза оглядывают каждого, напомаженные губы открываются, выпуская вместе с сигаретным дымом слова:
- Это здесь помогают социализироваться?
В полутёмном зале наступает гробовая тишина. Моя голова снова начинает болеть.
Я имею счастье лицезреть её каждый второй вечер. Иногда я пропускаю, чтобы отправиться с Шерлоком на расследование (или обеспечить ему оное), иногда я просто хочу отдохнуть, остаться один.
Аккуратно уложенные чёрные волосы и напомаженные губы, пухлые, как французские подушки.
Симулянтка.
Губы, нежные, как кожаный итальянский диван.
Симулянтка.
Объёмные ресницы и глаза-провалы, глаза-колодцы.
Симулянтка.
Разве может кому-то с такой внешностью требоваться психологическая помощь? Она смотрит на них свысока. Я делаю то же. Но она смотрит так же и на меня. И моя голова снова раскалывается.
Ирэн у нас новенькая, так что давайте скажем ей "Привееет!" И мы все послушно говорим: "Привееет!" Ирэн улыбается так, как улыбаются умственно-отсталому ребёнку, который говорит, что нашёл сокровище, а в руках у него плюшевый медведь без головы с помойки.
Я отлавливаю её после занятия, хватаю за острый локоть, она вся, чёрт её дери, такая острая, притягиваю к себе и говорю, послушай, так не может продолжаться.
- Почему?
Я хожу сюда, чтобы избавиться от одной своей проблемы, настоящей проблемы. А все твои проблемы крутятся вокруг того, какой тушью воспользоваться поутру и каким лаком накрасить ногти.
- С чего ты взял?
- На тебе всё написано. У меня было такое дело.
Слова Шерлока срываются с моего языка.
- Ну хорошо, - она бросает взгляд на мой бэйджик с фальшивым именем, - Тревор. Что ты предлагаешь?
Найди себе другой центр. Самоутверждайся засчёт других людей.
- Мне удобен этот. Кстати, что у тебя за проблема?
Не твоё дело. Чем он тебе удобен, ты всё равно ездишь на машине. Что? Нет, ну, это очевидно, не смотри на меня так. Слова Шерлока срываются с моего языка.
Она даёт мне свою визитку. Кажется, людям нравится щеголять своими визитками. На этой всего три слова:
"Ирэн Адлер
Доминантка"
Доминантка"
И номер телефона.
Я перестаю разглядывать надпись и поднимаю взгляд. У меня визитки нет, говорит этот взгляд. Я обычный парень, работник IT-отдела.
Я беру её холёную руку, вытаскиваю из заднего кармана потёртых джинсов полупотёкшую гелевую ручку и пишу на ладони Ирэн свой адрес.
- Так как тебя зовут, Тревор?
Сам по себе вопрос до забавного нелеп, и я ухожу, так и не ответив на её вопрос.
Однажды у тебя начинает адски болеть голова, и никакие таблетки не помогают.
Однажды тебе ставят диагноз, который не записывают в медкарту, чтобы не портить жизнь.
Однажды твоя квартира оказывается сожжённой дотла.
Там ничего не сохранилось. Ни мой диск Bee Gees, ни "Улисс" Джойса, которого мне подарила ещё бабушка и которого я так и не прочитал, ни мой старый потрёпанный диван, на котором я очень любил спать. Однажды всё, что ты ценишь, превращается в прах.
Я пишу SMS. Потому что Шерлок предпочитает именно их.
Мы пьём в баре. Точнее, пью я, а Шерлок, скривившись, объясняет, что это помешает мыслительному процессу, а он как раз сейчас решает одно заурядное дельце, ради которого даже не требуются никотиновые пластыри. У него звонит телефон, он читает сообщение, но тут же убирает мобильник обратно в карман пальто. Скорее всего, пока я объясняю ему, что деваться мне некуда, что я очень любил набор стеклянной посуды с крошечными асимметричными пузырьками, служившими доказательством того, что он изготовлен честным, простым, работящим туземцем, и много других "что", Шерлок пребывает в своих чертогах разума и даже не слышит меня.
Он оживает, только когда мы выходим на улицу. Прохладный ночной ветер чуть отрезвляет меня, я почти не шатаюсь, когда Шерлок внезапно просит:
- Ударь меня.
- Зачем? - озадаченно спрашиваю я.
- Надо. Давай же, мы теряем время.
Я - Растерянность Джима.
В кино удары всегда получаются точными и сильными. Лично я бью куда-то в ухо, и Шерлок рассерженно шипит выражения из разряда тех, которые постесняется употреблять бездомная ребятня.
- Я понимаю, в нос. В нос - это понятно и в какой-то мере даже логично, но в ухо?! - слышу я следом и извиняюсь, извиняюсь, извиняюсь. Пока он не бьёт в ответ.
Я сгибаюсь, кашляю, тоже ругаюсь, а затем снова наношу удар, теперь куда-то в рёбра. Слов не остаётся, мы лупим друг друга: Шерлок получает в скулу и челюсть, я - в глаз и тот самый, упомянутый Шерлоком нос.
Потом мы, побитые, но довольные, сидим на тротуаре, я издаю смех, похожий на смесь карканья и собачьего лая, а Шерлок смотрит куда-то вдаль, и в глазах у него какой-то безумный блеск, а в отправленных SMS: "Плевать на дело. ШХ".
Мой начальник брезгливо смотрит на огромный синяк под моим правым глазом. Его жёлтый в чёрную точку галстук мелькает перед глазами. Сегодня четверг.
- Во что ты вляпался, а?
Я улыбаюсь и поворачиваюсь на компьютерном стуле к нему спиной.
Молли ахает и прикрывает рот руками. Очень кстати, говорю я, потому что эта помада тебе совершенно не идёт и рот кажется слишком большим.
Слова Шерлока срываются с моего языка. А ведь раньше я был таким милым парнем.
Наши драки становятся регулярными. Шерлок объясняет, что не хотелось бы умереть без единого шрама на теле. Его никогда не оперировали, он никогда ничего себе не ломал.
Он подаётся ко мне и шипит:
- Некоторые считают отца Богом. Отец есть модель Бога. Твой отец ушёл. Твой отец тебя бросил.
Шерлок похож на расплывчатое пятно, которым была моя мать.
- Что это говорит о Боге? Что это говорит о тебе?
Ты не нужен Богу, говорит Шерлок. Я не нужен Богу, повторяю я за ним следом.
Я - Эхо Шерлока.
Я - Опустошённость Джима.
Голос Шерлока становится тихим и ласковым:
- Разрушать легче, чем создавать, помнишь, Джимми? Саморазрушение - тот самый, правильный, единственно верный, нужный тебе ответ.
Я - Абсолютное Согласие Со Стороны Джима.
- Первое правило Бойцовского клуба, - говорит Шерлок в гробовой тишине, окружённый толпой мужчин, жаждущих драки, - не упоминать о Бойцовском клубе.
Он похож на ангела, на которого снизошёл Божий свет. В каком-то роде так и есть: в подвале бара, где проходят собрания бойцовского клуба, всего одна лампа, в свете которой он и стоит.
Второе правило Бойцовского клуба: не упоминать нигде о Бойцовском клубе.
Третье правило Бойцовского клуба: боец крикнул «стоп», выдохся, отключился — бой окончен.
Четвертое: в бою участвуют лишь двое.
Пятое: бои идут один за другим.
Шестое: снимать обувь и рубашки.
Седьмое: бой продолжается столько, сколько нужно.
Восьмое и последнее: тот, кто впервые пришёл в клуб — примет бой.
Все, кого ты любил, или бросят тебя, или умрут. Всё, что ты создал, будет забыто. Всё, чем ты гордился, будет со временем выброшено на помойку. Но пока ты в бойцовском клубе, это не имеет значения. Не имеет значения, сколько денег у тебя на счету в банке. Где ты работаешь — не имеет значения. Есть ли у тебя семья — не имеет значения. Кто ты такой — не имеет значения. Бой заканчивается, и проблемы остаются нерешенными, но ни одна из них уже не имеет значения.
В квартире 221 B по Бэйкер-стрит звонит телефон. Шерлока раздражает этот звук, но сегодня с утра он умчался на очередное дело, не взяв меня с собой, так что я откладываю в сторону вилку и иду к трубке. На часах шестнадцать минут шестого.
- Тревор?
- Ирэн? Откуда ты знаешь этот номер?
- Ты сказал его полиции.
Ах да. Точно. Полицейский спрашивает, есть ли место, где я могу остановиться. "О, как удобно: мне как раз нужен сосед. ШХ". Я усмехаюсь - в стиле Шерлока порадоваться, что кто-то убит или взлетела на воздух квартира - и говорю: да. Да, мне есть где остановиться.
- Посочувствовала бы твоему горю, но у меня проблема.
- Что случилось?
- Я отравлена.
- И чем, по-твоему, я могу тебе помочь? По телефону угадаю, какой это яд, и сделаю противоядие? Обратись в полицию, скорую, ещё куда-нибудь.
Связь прерывается.
Ночью мне снится, что я трахаю Ирэн Адлер, а утром Шерлок выходит в одной простыне, и по губам его блуждает странная улыбка.
- Она тебе нравится, - констатирует Шерлок.
Я — Сжатые В Комок Кишки Джима.
- Вовсе нет.
Почему он это сделал? Зачем? Теперь, согласно древнему китайскому обычаю, Шерлок навсегда ответственен за Ирэн, поскольку спас ей жизнь.
Я — Скрипящие Зубы Джима.
- Пообещай мне одну вещь, - говорит Шерлок, и я поворачиваю к нему голову.
- Какую?
- Не говори с Ней обо мне.
- Хорошо.
- Обещаешь?
- Да.
- Обещаешь?
- Ну я же сказал, что обещаю, - раздражённо напоминаю я.
Шерлок в мгновение ока оказывается рядом со мной, смотрит своими невозможными глазами в мои:
- Помни: ты трижды обещал. Заговоришь с Ней обо мне - больше не увидишь меня.
Я напряжённо киваю. Что бы это значило?..
Мой начальник отпускает меня домой, потому что увидел кровь на моей одежде. Моя ли? И моя тут тоже есть.
- Во что ты постоянно вляпываешься?
Я просто очень неуклюжий.
В больнице мне зашивали рану на виске, потому что боец в прошлую субботу здорово приложил меня об пол.
- Он упал, - сказал Шерлок, сидевший рядом.
Иногда Шерлок говорит за меня.
- Я упал, - пояснил я врачу.
Я - Эхо Шерлока.
В квартире 221 B по Бэйкер-стрит звонит телефон. Опять. Шерлок в ванне. Я поднимаю трубку.
- Это по поводу взрыва.
- О.
Я - Бегущие По Спине Мурашки Джима.
- В динамите были найдены следы аммония щавелевокислого и перхлората калия. О чём это говорит?
- О чём это говорит? - попугайничаю я.
- О том, что динамит был изготовлен кустарно. У вас есть враги?
- Враги? - ошалело повторяю я.
- Лишь утратив всё, мы обретаем свободу, - шепчет Шерлок, внезапно появившийся за моей спиной. Я вздрагиваю и чуть отклоняюсь, плотнее прижимая к себе трубку.
- Кто-то, кто мог бы подготовить всё это и совершить, - нетерпеливо поясняет полицейский.
- Скажи ему, что это сделал ты. Он хочет услышать именно это, - говорит Шерлок настолько уверенным в своей правоте голосом, что мне хочется повторить за ним. По привычке.
- Вы меня слышите? - снова нетерпеливо спрашивают с того конца телефона.
- Вы что, подозреваете меня? - возмущаюсь я.
- Что вы, нет, - сразу отпирается полицейский. - Но мы ещё не закончили. Я прошу вас не покидать страну на время расследования.
- Ладно, - говорю я и ещё долго слушаю короткие гудки после.
Я - Замешательство Джима.
После этого жизнь продолжается, полиция не беспокоит меня, и изменения касаются только клуба. Точнее, клубов. Кто-то подхватывает нашу идею, и их становится больше, они распространяются по миру, а не только в пределах штатов.
Самое большое изменение, которое я умудряюсь пропустить, заключается в том, что теперь наш Бойцовский Клуб становится Проектом "Разгром". И я не могу ничего понять, потому что первое правило Проекта "Разгром": не задавать вопросов.
Я пытаюсь найти Шерлока, но его нигде нет. Миссис Хадсон - домовладелица, милая старушка, которая всегда предлагала мне некрепкий ароматный чай - уехала в гости к сестре, и теперь по квартире 221 бродят людяи, которых я не знаю или, во всяком случае, не помню, и что-то делают. Система, которая работает без главного модуля. Кто-то уже ввёл комбинацию, и теперь программа запущена. Обезьянки-астронавты снуют по дому и делают то, чему их научили.
Потяни за рычажок.
Нажми на кнопочку.
- Зачем вы это делаете? - спрашиваю я у громилы, который топит жир на кухне.
- Первое правило проекта "Разгром"...
- Да-да-да-да-да-да, не задавать вопросов, - рычу я и закрываюсь в комнате Шерлока - единственном месте, где не кипит деятельность.
Я - Разбитое Сердце Джима, потому что Шерлок бросил меня. Как мой отец. Как все вокруг.
Через несколько часов, когда за окном уже потемнело и включились фонари, я слышу голос Ирэн где-то внизу. Она зовёт Шерлока. Я срываюсь с места, хлопаю дверью. Я на взводе. Какое право она имеет заявляться сюда после того, как всё разрушила?
Завидев меня, она говорит:
- Шерлок, - и я немею.
- Как ты меня назвала?..
- Шерлок, - послушно повторяет она.
Я - Медленно Приходящее Понимание Джима.
Твою мать. Чёрт побери. Нет. Нет. Этого не может быть.
Я вспоминаю.
Я очень много вспоминаю.
Я не сказал ей своё настоящее имя. Она звала меня Тревором. Пока Шерлок не кинулся её спасать и не внёс ясность в ситуацию.
Я ору на толстого низкорослого покупателя, который толкнул меня в супермаркете.
Я бью себя за баром, отбросив прочь бутылку пива. Я бью себя в ухо, в глаз, в челюсть. Проходящие мимо мужчины спрашивают, всё ли со мной в порядке.
Я разгадываю дело о том, как изрисовал кожу какой-то женщины кельтскими узорами.
Я избиваю какого-то светловолосого парня в бойцовском клубе и понимаю, насколько разрушительна человеческая природа. Я понимаю, что надо что-то менять, и тогда появляется Проект "Разгром".
Это всё сделал я.
- Нет, - говорю я, сам не понимаю, к чему, и бросаю её посреди квартиры. Мне надо остановить Шерлока. Мне надо его остановить.
И теперь мы стоим на крыше высотного здания. Вдвоём. Я кричу, Шерлок, это зашло слишком далеко, мы должны остановиться. Он качает своей кудрявой головой и говорит, что мы должны разрушить историю, начать всё с чистого листа.
Лишь утратив всё, мы обретаем свободу.
Разве тебе не нравится, спрашивает он, смотреть, как обезьянки-астронавты трудятся во славу Проекта "Разгром"?
Я тебя выдумал, значит, я смогу тебя остановить. Я смогу остановить это.
У Шерлока в руке пистолет. Он усмехается.
- А может, это я тебя выдумал? Я придумал тебя, Джим. Ты не существуешь. Нет никакого работника из IT-отдела. Есть только Мориарти. Джеймс Мориарти. Да и тот фальшивка.
Нет. Молчи. Нет. Я настоящий. Это я тебя выдумал. Она звала меня Шерлоком. Ирэн звала меня Шерлоком.
Я - Уверенность Джима.
Но Шерлок...
Я - Сомнение Джима.
Шерлок сделал меня никем. И мне остаётся только одно.
Я - alter ego Шерлока?..
Я закрываю глаза, а когда открываю их, пистолет в моей руке. Я чувствую его тяжесть. Пистолет настоящий. И я. Я тоже настоящий.
- Тебе придётся это сделать, Шерлок.
Спрыгни с крыши. Ты сам себя до этого довёл. Посмотри на заголовки газет. Если я - фальшивка, то ты обесчестен. Смерть - единственный выход.
Лишь утратив всё...
На крышу врывается Ирэн.
- Шерлок, не делай этого!..
Я выстреливаю себе в рот. Шерлок делает шаг за край.
Словарик*Тест Роршаха - довольно известный тест для исследования личности, в котором применяются пятна, кляксы.
**Едва уловимая автору отсылка к фильму "Wanted" (2008), где об этом говорил Уэсли.
***SH BBC 2.03.
****отсылка к фильму "V for Vendetta" (2005).
Crescendo (итал.) - музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука.
Vertigo (англ.) - головокружение.